Сенсорное развитие детей дошкольного возраста: советы родителям от экспертов

Сенсорное развитие ребенкаСенсорное развитие детей — это своевременное, правильное формирование у них таких систем, как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Для разного возраста существуют свои нормы и определённый набор методик, с помощью которых можно развивать детей до необходимого уровня.

Так как данные системы являются непосредственной связью малышей с миром, очень важно уделять им как можно больше внимания. Это поможет подготовить любимое чадо к школе, а также облегчить общение и контакт с окружающими людьми.

До 1 года

Начинать сенсорное развитие детей раннего возраста нужно уже с пелёнок. В первые месяцы своей ещё неосознанной жизни малыши воспринимают мир с помощью обоняния и осязания, поэтому с 1 и примерно до 4 месяцев нужно делать упор именно на эти сенсорные системы. После 4 месяцев на первое место в развитии крохи выступает зрение. К полугоду нужно будет включить в занятия упражнения, тренирующие мелкую моторику. Для этого существуют специальные простые, но очень полезные методики.

Осязание:

  • в жизни новорождённого должен присутствовать постоянный физический контакт (тактильный) с мамой;
  • совместный сон;
  • выкладывайте кроху на разные поверхности — это может быть тёплое дерево, шёлк, хлопок, мех и другие материалы, на которые у него нет аллергии;
  • пальчиковые упражнения можно начинать уже после 3-ёх месяцев;
  • мама должна чаще носить его на руках или хотя бы в слинге;
  • совместные купания мамы и малыша.

Обоняние:

  • кроха до 1 года должен чувствовать естественный, натуральный запах материнского тела, поэтому женщинам не рекомендуется пользоваться парфюмом при тесном физическом контакте с малышом;
  • после 6 месяцев давайте детям понюхать приятные, нерезкие запахи.

Зрение:

  • не приближайте своё лицо близко к малышу в первые месяцы его жизни: это может спровоцировать развитие косоглазия;
  • показ белых, чёрных и однотонных предметов в 1–2 месяца;
  • демонстрация многоцветных, более ярких игрушек после 4-ёх месяцев;
  • изучение собственного отражения в зеркале;
  • наблюдение пейзажа за окном.

Слух:

  • беседы с разной интонацией голоса;
  • прослушивание приятной музыки, чтобы в ней звучали разные инструменты.

Вкус:

  • после полугода, когда начинается первый прикорм, нужно постараться максимально разнообразить рацион питания ребенка.

На данном этапе пока не предполагается сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность: скорее, это больше демонстрация, изучение и наблюдение. А вот уже после 1 года формирование каналов восприятия крохи может планироваться непосредственно через игры.

1–3 года

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей с 1 года до 3 лет — целенаправленное совершенствование их каналов восприятий, причём происходит это в очень ускоренном, интенсивном темпе, особенно в 2–3 года. Ведущей деятельностью на данном этапе является предметная: она направлена на изучение и овладение разными способами действий с яркими и самыми многообразными предметами.

Сенсорное развитие детей через игровую деятельность пока является только вспомогательным, хотя без неё в этом возрасте не обойтись. Особенностью данного периода является то, что все сенсорные системы развиваются не по отдельности, а в совокупности. Рекомендуется в этом возрасте предлагать детям следующие игры, предметы, упражнения:

  • овладение такими игрушками, как пирамидки, сортировщики, рамки-вкладыши, волшебные мешочки на запоминание текстуры;
  • малыш должен научиться за этот период снимать и нанизывать в пирамидке на стрежень кольца, различные по размеру;
  • вынимать из кармашков и вкладывать в них предметы, разные по величине;
  • устанавливать тождество любых предметов по величине и форме (уметь группировать их);
  • после изучения образцов различных материалов определять их текстуру, в частности — мохнатую, мягкую, гладкую, шероховатую;
  • знать две геометрических формы: квадрат, круг; два геометрических тела: куб, шар;
  • уметь указать по просьбе на нужную форму: круг — яблочко, квадрат — окошко;
  • самостоятельно тактильно исследовать фигуры;
  • к 3-ём годам узнавать на вкус основные продукты, отдавая каким-то определённым своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Предметная деятельность на данном этапе является ведущей, так как оказывает огромное влияние на развитие личности и психику малыша. На следующей возрастной ступеньке сенсорное развитие нужно будет проводить прежде всего через дидактические игры.

4–6 лет

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Важную роль играет сенсорное развитие детей дошкольного возраста, так как нужно помочь им подготовиться к новому этапу в своей жизни — обучению. Здесь на первый план выходит уже игровая деятельность как самая занимательная и максимально эффективная. Причём это уже не овладение простыми игрушками, а ролевые и дидактические игры, направленные именно на формирование различных каналов восприятия.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста предполагает такие занятия, как:

  • «Сложи картинку» из геометрических фигур по образцу;
  • «На что похоже?»: найти предметы, по форме напоминающие круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию, овал;
  • «Украсим салфетку» узорами из геометрических фигур по предложенному образцу, дети учатся ориентироваться в пространстве (пока двухмерном), находя середину, низ, верх, правый, левый, нижний, верхний углы;
  • «Чего не стало?»: какие изменения происходят на картинке.

Постоянно тренируя все сенсорные системы детей, вы поможете им более точно воспринимать любую информацию о мире, формировать адекватное о нём представление. Такие игровые занятия будут способствовать развитию внимания, концентрации, музыкального слуха, тактильной восприимчивости, артистических навыков, цветоразличения.

Если детям раннего возраста обеспечить эффективное сенсорное развитие, они научатся с малых лет управлять собственными каналами восприятия, справляться со стрессами, расслабляться, когда это необходимо. Особенно полезны подобные игры и упражнения будут для нервных, легко возбудимых малышей.

Оставить комментарий
(обязательно)
(обязательно)
Новые статьи
Мы в социальных сетях


наверх